Главная / Карьера / Рекрутмент / Профессиональные требования к менеджеру

Профессиональные требования к менеджеру

Управление — это процесс планирования, организации, руководства и контроля за деятельностью отдельных членов команды организации и использования всех ее ресурсов для достижения поставленных краткосрочных или долгосрочных целей. Оно заключается в координации работы других людей, достижении целей, поставленных руководящими, мотивирующими, контролирующими органами.

Управление было определено как искусство реализации чего-то через других людей. Менеджеры независимо от их личных талантов и навыков предпринимают определенные взаимосвязанные действия для достижения желаемых целей. Причиной, по которой менеджеры предпринимают действия, является необходимость удовлетворения их собственных потребностей и достижения цели групповой деятельности, такой как создание определенных объектов.

Менеджер: сущность понятия

Анри Файоль был первым, кто сказал, что менеджером можно стать посредством обучения. Его предшественники утверждали, что это врожденное умение. Менеджеры работают с людьми и через людей. В данном случае имеются ввиду не только подчиненные, но и другие индивиды, находящиеся в иерархии менеджеров, поставщиков, клиентов или заказчиков. Благодаря взаимному сотрудничеству менеджеры могут эффективно планировать долгосрочные цели организации, предоставлять информацию и каналы связи.

Многие бизнес-школы представляют целые наборы управленческих ролей, устанавливая требования к менеджерам нового поколения, особенно в формировании межличностных отношений, мотивации персонала, коммуникации между сотрудниками, расширении возможностей и вдохновляющих перемен на предприятии. Компетенция менеджера основана на его навыках, понимаемых как способность эффективно и результативно достигать конкретных результатов, то есть возможность использовать профессиональные знания на практике для достижения целей в определенной ситуации.

Особенности менеджера

Среди главных требований к качествам менеджера выделяют следующие:

  1. Ответственность: менеджер становится эквивалентом тренера, который оценивается только после результатов. Задачей является обеспечение того, чтобы работа была сделана правильно. Поэтому он несет ответственность не только за свои действия, но и за действия, выполняемые его подчиненными.
  2. Расстановка приоритетов: как руководитель ограниченных материальных и человеческих ресурсов менеджер часто обязан делать выбор между конкурирующими целями организации, проблемами и потребностями. В этой ситуации ограниченное время управленца должно использоваться оптимально, точно определяя приоритеты.
  3. Аналитический тип мышления: менеджер разбивает проблему на главные факторы, анализирует их и фактически решает проблемы. Это сложная задача, потому что все должно быть связано с предполагаемыми целями организации.
  4. Выполнение роли посредника: менеджер несет ответственность за разрешение конфликтов. Работая с людьми, он сталкивается с разными точками зрения и спорами, которые он должен решать быстро, эффективно и справедливо. Непонимание в подразделении или организации может отрицательно повлиять на моральный дух, рабочую атмосферу и, как следствие, снизить производительность.
  5. Политик и дипломат: он должен устанавливать отношения, использовать убеждения и компромиссы для поддержки целей организации. Как и политик, менеджер может столкнуться с необходимостью присоединиться или сформировать коалицию, создавая сеть обязательств с другими менеджерами, чтобы получить поддержку своих проектов и идей.
  6. Символам успеха: менеджер должен быть образцом для членов организации и наблюдателей со стороны. Он способен принять не только похвалу, но и возможную волну критики, олицетворять как успехи, так и неудачи компании.
  7. Способность принимать сложные решения: как высшее руководство, так и подчиненные ожидают быстрый поиск метода и скорое выполнение поставленной задачи.

Основные требования на собеседовании

Рассмотрим характеристику менеджера, обязанности и требования к этой должности в современных компаниях:

  • готовность занять позицию и работать над ней;
  • идентификация себя с компанией и ее целями;
  • умение организовывать работу для других;
  • хорошее сотрудничество с советом директоров;
  • опыт работы не менее двух лет;
  • умение управлять крупным проектом, охватывающим всю компанию;
  • компетенция и готовность постоянного повышения квалификации;
  • убежденность в необходимости внедрения новшеств;
  • отличные знания об управлении человеческими ресурсами и умение работать с людьми;
  • внутреннее чувство контроля;
  • креативность;
  • способность принимать самостоятельные решения.

Приведенный выше комплекс функций редко встречается у одного сотрудника. Менеджер должен быть человеком, способным в кратчайшие сроки решать поставленные задачи. Это связано с необходимостью навязывать многим сотрудникам изменения, которые необходимы и не всегда встречают одобрение. Поддержка руководства компании также необходима.

Основные обязанности

Хотя основные обязанности часто являются рутинными, менеджер не может их игнорировать.

Среди основных требований к менеджеру, которые можно назвать трудовыми обязанностями, необходимо выделить следующие:

  1. Представительская роль. Руководитель подразделения должен иногда выполнять определенные функции — приветствовать партнеров, принимать участие в процедурах, приглашать клиентов т. д.
  2. Роль лидера в приоритете. Используя обучение, мотивацию и поощрение, можно добиться эффективности работы сотрудников, которые безусловно признают опыт руководителя.
  3. Менеджер играет роль связующего звена, общаясь с людьми, отличными от подчиненных и начальников.
  4. Информационная роль. Сотрудники в подразделении или организации зависят от информации, полученной от менеджера или переданной через него.

Требования в отношении работы

Требования к работе менеджера подразделяются на уровни руководства.

Высшее руководство ориентировано на стратегическое управление и обладает наилучшими знаниями рыночной конъюнктуры компании, ее клиентов, подрядчиков и конкурентов. Особенно необходимо направлять стратегию управления персоналом, связанную со стратегией всей организации. Очень важной задачей топ-менеджмента является заполнение ключевых должностей. Это зависит от навыков приобретения лучших кандидатов. Чем меньше ошибок будет допущено, тем лучше будет работа компании, стабильность персонала и последовательность в достижении целей, более сильная рыночная позиция и лучшая рабочая атмосфера.

Высшее руководство должно сосредоточиться на самых важных вопросах.

Выделяют три роли топ-менеджмента в области стратегического управления персоналом:

  • дальновидная: широкое видение развития компании;
  • архитектор: перенос видения на последовательность процессов и соответствующих структур;
  • промоутер: связан со способностью вдохновлять, инициировать и форсировать конкретную политику.

Средний и более низкий управленческий персонал имеют большую свободу в области управления персоналом в децентрализованных компаниях. С точки зрения скорости процесса принятия решений было бы лучше, если бы решения принимались менеджерами на самом низком уровне, обладающем достаточными знаниями по данной проблеме. Ограничение прав этих людей, обращение с ними как со специалистами низкой компетенции в области управления персоналом и недоверие приводит к более медленному процессу принятия решений, низкой вовлеченности управленческого персонала и перегрузке людей, занимающих самые высокие должности.

Квалификационные требования

Наличие квалификации указывает на определенный потенциал, сформированный в соответствии со стандартами, принятыми в данном сообществе для выполнения важной работы.

Среди основных квалификационных требований менеджера можно выделить:

  • специализированные знания в области менеджмента;
  • коммуникабельность;
  • стратегическое мышление;
  • аналитические способности;
  • инициативность;
  • умение принимать управленческие и административные решения;
  • междисциплинарный подход.

Профессиональные требования к компетенции

Требования к профессиональной компетенции менеджера очень разнообразны. Рассмотрим основные из них.

Менеджеры используют все ресурсы организации — деньги, оборудование, информацию и людей для решения общих задач.

Менеджер — это человек, который ставит цели, осуществляет действия или добивается решения проблем, установленных лицами более высоких уровней иерархии, формулирует политику группы, то есть определяет пути и время выполнения задач-компонентов общей цели, координирует деятельность группы, является экспертом. Он представляет группу снаружи, является создателем и контролером межличностных отношений внутри, распределяет наказания и награды, разрешает конфликтные ситуации, выступает в качестве модели для других членов команды.

Обширность и разнообразие ролей, которые должен выполнять менеджер, делает одного человека недостаточным для удовлетворения вышеупомянутых требований к менеджеру. Следовательно, это идеальная модель управления, реализация которой должна быть объектом устремлений и усилий людей на руководящих должностях.

Однако для реализации этой модели необходима власть, то есть возможность оказывать влияние на других людей, вытекающая из определенной позиции в социальной иерархии или определенных личностных характеристик, таких как способность убеждать или подчинять других. Влияние, способное к реализации из-за обладания властью, выражается в возможности обозначить или изменить поведение другого человека, например, приказав ему выполнить что-то определенным образом. Основная ссылка на успех в управлении — это способность адаптироваться к меняющимся условиям работы, т. е. гибкость или адаптивность.

Эта особенность связана с интеллектом. Другим важным личным преимуществом является способность принимать быстрые решения, что не означает, что каждое скорое решение является хорошим. Социальная зрелость менеджера, понимаемая как высокий уровень мотивации к командным действиям, общей активации, склонность к действиям, направленным на изменение существующих решений, способность логически мыслить также помогают ему в управлении.

Если выполнение конкретной задачи требует умения решать проблемы, то менеджер с такими навыками будет эффективен. Если личный состав группы требует использования стимулов и премий, то менеджер, который предпочитает этот способ воздействия на коллег, будет эффективен. Менеджеры несут ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу других, за эффективное выполнение конкретной задачи. Они должны определить, кто должен выполнять задачи, и поручить их соответствующему подчиненному.

Менеджеры принимают сложные решения. Нет организации, в которой все идет гладко. Почти нет ограничений по количеству и типам проблем, которые могут возникнуть: финансовые трудности, проблемы с работниками, различия во взглядах на политику организации. Менеджеры должны находить решения сложных проблем и приводить коллектив к выполнению принятых решений, даже если они непопулярны.

Эффективность достижения целей организации и удовлетворения ее социальных потребностей зависит от того, как руководители выполняют свои задачи. Профессиональные требования к менеджеру, включающие весь перечень необходимых знаний и умений, отражаются в будущем на качестве работы. Отсутствие у претендента требуемых качеств приведет к тому, что организация не сможет достичь своих целей.

Должностные требования

Рассмотрим основные требования к должности менеджера.

Менеджер должен быть одновременно эффективным и результативным. Есть много разных типов менеджеров с различными задачами и обязанностями. Менеджеров можно классифицировать двумя способами:

  1. В зависимости от их уровня в организации: специалисты первого уровня, среднего и высшего звена.
  2. Решаемые объемы организационной деятельности, за которую они несут ответственность, т. е. функциональные и общие руководители.

Менеджеры первого звена — это самый низкий уровень в организации. Они контролируют только исполнителей. Примером являются бригадир или мастер на заводе, руководитель студии в исследовательском центре или менеджер отдела в большом офисе.

Менеджеры среднего звена руководят работой других менеджеров, а иногда и исполнителей. Основная задача специалистов этого уровня — контролировать деятельность, реализующую политику компании, и уравновешивать свои требования как менеджера с возможностями подчиненных. Примером управленца среднего звена является руководитель небольшого завода в крупной электротехнической компании.

Топ — менеджеры состоят из относительно небольшой группы директоров и несут ответственность за управление всей организацией. Они устанавливают политику и взаимодействуют с окружающей средой. Типичные должности членов высшего руководства: генеральный директор, президент, первый заместитель директора.

Все менеджеры вступают в межличностные отношения со своими подчиненными, коллегами и руководителями, которые, в свою очередь, предоставляют менеджерам информацию, необходимую им для принятия решений. Эти различные аспекты работы менеджера означают, что менеджеры на всех уровнях играют много ролей.

Качества менеджера

Современные требования к менеджеру исходят из концепции их управленческих ролей.

Роберт Л. Кац выделил три основных типа управленческих навыков менеджеров:

  • технические — умение использовать инструменты, методы и технологии по конкретной специальности;
  • социальные — способность сотрудничать и устанавливать контакты с другими людьми, понимать их и мотивировать;
  • концептуальные — умственные способности координировать и интегрировать интересы и деятельность организации.

По словам Каца, это навыки, которыми должен обладать каждый менеджер. Но степень, в которой он должен овладеть ими, зависит от уровня управления. Очевидно, что на более низких уровнях наиболее важны технические навыки, на более высоких — концептуальные. Социальные же актуальны везде, независимо от уровня. Для упомянутых базовых управленческих навыков добавляют еще три:

  • Общение — это умение связано со способностью менеджера не только эффективно передавать идеи и информацию, но и принимать их. Оно помогает понять все сообщения или отчеты.
  • Принятие решений — это способность менеджера правильно распознавать и определять проблемы и варианты, а затем выбирать соответствующий способ действий и в полной мере использовать возможности.
  • Управление временем — благодаря этому умению специалист может эффективно распределять свое время, устанавливать приоритеты и делегировать задачи.

Менеджер продаж: основные особенности

Согласно требованиям к менеджеру по продажам он должен быть ориентирован на концепцию повышения доходности и валовых результатов фирмы за счет роста объемов реализации и числа клиентов.

В связи с этим основными функциональными обязанностями являются:

  • выполнение плана продаж;
  • прирост торговых точек;
  • увеличение лояльности клиентов;
  • заключение договоров поставки;
  • контроль дебиторской задолженности.

Среди квалификационных требований к менеджеру по продажам выделяют:

  • коммуникационные способности;
  • умение продавать;
  • дар убеждения;
  • работа с возражениями.

Заключение

Менеджеры несут ответственность не только за себя, но и за сотрудников. В этом главное требование к менеджерам. Они должны уравновешивать конкурентные цели и устанавливать приоритеты, уметь мыслить аналитически и концептуально. Это посредники, политики, дипломаты и лица, принимающие решения. Главное, чтобы менеджер видел необходимость своей роли и ее возможные изменения по мере необходимости.

Автор:

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*