Главная / Общество / Религия / Чудотворный образ Богоматери Ясной Горы

Чудотворный образ Богоматери Ясной Горы

Величайшим сокровищем Ясной Горы является Чудотворный Образ Божией Матери. Благодаря ему Ясная гора стала одним из крупнейших святилищ Марии в Польше в 15 веке. То, почему это произошло, не объясняет и предание, приписывающее авторство иконе св. Лукаш Евангелиста, ни покровительство королевской четы — Ядвиги и Владислава Ягелло. Причина уникальности этого места должна быть глубже, но следует подчеркнуть, что на Ясной Горе никогда не было зарегистрировано ни одного явления Марии, как это было в других святилищах. Сила и тайна, привлекающие паломников к ногам Ясной Горы, – это Ее Чудотворный Образ. Без него Ясная Гора была бы просто собранием зданий, памятных вещей и произведений искусства, возможно, красивым и богатым, но мертвым музеем.

Древнейшее описание образа Богоматери дано Яном Длугошем в «Liber Beneficiorum»: «Изображение Преславной и Преславнейшей Девы и Владычицы, Царицы мира и Царицы нашей (…), выполненное в странном и редкой манерой живописи (…) с милым выражением лица, которое пронизывает людей особым пиететом — как будто смотришь на живого человека». Картина принадлежит к типу изображения, известного как Одигитрия. Это имя означает «Ведущая». Он показывает Марию как Матерь Бога, но также и Мать каждого человека.

О происхождении Образа и его истории до 1382 года мы не располагаем определенными и строго историческими сведениями — только предание и разные благочестивые предания. По преданию, Образ Ясной Горы должен был быть написан св. Лукаш Евангелиста при жизни Пресвятой Богородицы. В той же традиции даже говорится, что Образ нарисован на столешнице, которой пользовалось Святое Семейство в Назарете.

В 4 веке св. Елена, мать императора Константина Великого, должна была привезти эту Картину с собой в Константинополь. Там он испытывал большое почитание и был подмогой во время особо больших напастей, как-то заразных болезней, эпидемий и т. п. Примерно в IX или X веке Картина отправилась на север, где окончательно почила на постоянное жительство в замке Белзки, северо-восточнее Львова, в Красной Малороссии.

В 1382 году Владислав, князь Опольский, правил Русью от имени короля Людвика Венгерского. Князь, желая уберечь картину от возможного осквернения языческими татарами (однажды при осаде замка Белзки татарская стрела должна была попасть в шею Богородицы, попав в окно часовни), решил перевезти картину в Ополе в Силезии. Когда по пути он остановился для короткого отдыха в Ченстохове у подножия церкви на Ясной Гуре, Богоматерь должна была сообщить ему Свою волю, что он хочет остаться здесь. Поэтому Ополе оставил Образ в Ясной Горе, отдав его под защиту белых отцов Павлов, привезенных из Венгрии в 1382 году.

Крошки из истории Чудотворного образа Ясногурской Богоматери

Картина написана на трех липовых досках общими размерами: высота 121,8 см, ширина 81,3 см, максимальная толщина 3,5 см. На нем изображена Пресвятая Богородица в позе стоя с младенцем Иисусом на руках. Мария обращена к верующим, а лик Младенца – к паломнику, хотя и не останавливает на нем своего взора. Оба лица объединены выражением задумчивости, как бы некоего отсутствия, и серьезности. Правая щека Богоматери отмечена двумя параллельными линиями, третья прорезана у линии носа. На шее шесть порезов, два из которых хорошо видны, а остальные четыре тусклее. Младенец, облаченный в карминовое платье, покоится на левом плече Марии; в левой руке он держит книгу, а правую поднимает вверх в характерном жесте учителя, правителя или благословляющего. Правая рука Марии покоится на груди, указывая на Иисуса, единственного Спасителя мира. Синее темно-синее платье и мафорион того же цвета, что и Богоматерь, украшены золотыми андегаванскими лилиями. Над лбом Богородицы живописец поместил шестиконечную звезду. Образ Богоматери написан на сине-зеленом фоне, переходящем в оттенок морской волны. Доминантным элементом иконы являются позолоченные нимбы вокруг глав Марии и Иисуса — символа Бога-Отца, которые сливаются в одну композицию, составляя характерную деталь, контрастирующую со смуглым цветом ликов святых. Поэтому иногда Богородицу называют «Черной Мадонной». Над лбом Богородицы живописец поместил шестиконечную звезду. Образ Богоматери написан на сине-зеленом фоне, переходящем в оттенок морской волны. Доминантным элементом иконы являются позолоченные нимбы вокруг глав Марии и Иисуса — символа Бога-Отца, которые сливаются в одну композицию, составляя характерную деталь, контрастирующую со смуглым цветом ликов святых. Поэтому иногда Богородицу называют «Черной Мадонной». Над лбом Богородицы живописец поместил шестиконечную звезду. Образ Богоматери написан на сине-зеленом фоне, переходящем в оттенок морской волны. Доминантным элементом иконы являются позолоченные нимбы вокруг глав Марии и Иисуса — символа Бога-Отца, которые сливаются в одну композицию, составляя характерную деталь, контрастирующую со смуглым цветом ликов святых. Поэтому иногда Богородицу называют «Черной Мадонной».

В 1430 году в Ясной Гуре были ограблены дорогие вотивные дары из часовни, а чудотворные иконы были повреждены. После снятия драгоценностей Образ был рассечен саблей и разбит. Он был найден, по преданию, на том месте, где была церковь св. Варвары с чудотворным источником, недалеко от Ясной Гуры. Отцы Павлины привезли уничтоженную картину в Краков ко двору короля Владислава Ягелло, который вместе со своей женой св. Ядвига, основатель самой старой части часовни Богоматери на Ясной Гуре.

О реставрации картины позаботился сам король Владислав Ягелло. Были многочисленные трудности, связанные с техникой росписи Ясногурской картины. Вероятно, она была настолько повреждена, что было решено положить новые холсты на существующую доску, считавшуюся реликвией, и перекрасить изображение по рисунку, видимому на старых поврежденных холстах, куски которых остались под новыми холстами. Постоянными следами уничтожения Образа в 1430 году являются шрамы на Лике Богоматери.

Шрамы на лице Богоматери – характерная черта, по которой каждый узнает Ясногурский образ. Ясногурская живопись отмечена ранами и болью. На Фото много ран, порезов (на шее, на лице и два под правым глазом). Словно Богородица хотела сказать нам, что Она Мать и Царица народа, измученного и измученного веками. Как семь мечей скорби пронзили ее сердце под Крестом, так и теперь она носит на Ясногорском лике знаки болезненных ран.

В левой части изображения находятся знаки отличия Богоматери, королевы Польши, скипетр и яблоко, изготовленные в 1926 году из фонда польских женщин варшавской компанией «Bracia Łopieńscy». Справа от картины изображены: Золотая Роза и золотой обет в форме сердца с надписью «TOTUS TUUS» — подаренные Святейшим Отцом Иоанном Павлом II в 1979 и 1982 годах.

Необычный и шокирующий обет, оставленный св. Папа Иоанн Павел II, выставленный в настоящее время в специальной кассете на алтаре Богоматери, представляет собой его подрясник, простреленный и окровавленный во время нападения на собор Святого Петра. Петра 13 мая 1981 года.

Образ Божией Матери перекрыт серебряным затвором 1723 года с аллегорической композицией, относящейся к Непорочному зачатию Пресвятой Богородицы. Демпфер окружен бордюром 1763 года, который является основой семьи Дзялыньских.

С самого начала картина из Ясной Горы славилась своими чудесами, которые прославили святилище Марии в Ченстохове и привлекли паломников со всей Польши, а в последующие века из более отдаленных европейских стран. Ян Длугош, умерший в 1480 году, писал: «Со всей Польши и соседних стран, а именно: Силезии, Моравии, Пруссии и Венгрии, на праздник Пресвятой Богородицы — чей редкий и благочестивый образ находится в этом месте — благочестивый народ собрался на удивительные чудеса, которые, благодаря Богородице и Заступнице, здесь произошли». Знаком веры паломников были многочисленные вотивные приношения, приносимые Богородице, ценность которых и сегодня должна определяться прежде всего ценностью чистых и возвышенных намерений, в которых они были совершены, а не их ценностями или лицо дарителя.

Оставить комментарий