Главная / Общество / Образование / Эксперты назвали последствия пандемии для развития малолетних детей

Эксперты назвали последствия пандемии для развития малолетних детей

Детсад на карантине: как недостаток общения сказывается на ребенке

Детсад на карантине: как недостаток общения сказывается на ребенке

Группы в российских детских садах регулярно закрывают на карантин из-за выявления COVID-19 у детей или педагогов. Находясь в изоляции, дошкольники лишаются общения со…

close


Детсад на карантине: как недостаток общения сказывается на ребенке

Эксперты назвали последствия пандемии для развития малолетних детей

,

Группы в российских детских садах регулярно закрывают на карантин из-за выявления COVID-19 у детей или педагогов. Находясь в изоляции, дошкольники лишаются общения со сверстниками, что приводит к ухудшению социальных навыков на ранних этапах, убеждены эксперты. Усугубляют ситуацию родители, которые намеренно не подпускают ребенка к друзьям из-за опасности заражения. Как без ущерба для развития защитить детей от SARS-CoV-2 и провести карантин – в материале «Газеты.Ru».

Скопировать ссылку

Пандемия коронавирусной инфекции поставила перед родителями детей дошкольного возраста серьезный вопрос: какими вырастут мальчики и девочки, если сейчас их ограничивают в общении со сверстниками? Скажется ли на их развитии тот факт, что детские сады закрываются на карантин, если у воспитанников или воспитателей выявляют COVID-19? Научатся ли они общаться с людьми в будущем?

Психологи и специалисты по образованию уверены: отсутствие общения действительно вредит малышам. Однако насколько фатален этот вред?

«Лишились составляющей взросления»

Дети, растущие во времена пандемии коронавирусной инфекции, теряют возможность развить социальные навыки из-за отсутствия общения со сверстниками, считает медицинский психолог Олег Долгицкий. «Ребенок в этих условиях просто лишается того опыта, который он мог бы приобрести на ранних этапах взаимодействия», — объясняет он «Газете.Ru».

Дело в том, что детям дошкольного возраста необходимо реализовать потребность в признании и одобрении, а также получить поддержку и мотивацию именно в коллективе, но в условиях карантина или изоляции «все эти возможности существенно сокращены», поясняет в разговоре с «Газетой.Ru» генеральный директор образовательной компании «Like Центр» Василий Алексеев.

Отсутствие взаимодействия со сверстниками может негативно повлиять на то, как в будущем человек будет чувствовать себя в обществе, предупреждают эксперты.

«Образовательные учреждения, будь то детский сад, школа или вуз, позволяют приобрести важнейшие для человека навыки коммуникации. Именно самостоятельно завязанные знакомства и первые друзья влияют на то, насколько ребенок в будущем сможет комфортно чувствовать себя в отношениях с другими и реализовываться в социуме. В этом году из-за пандемии и перехода на удаленку дети в определенной степени лишились этой важной составляющей взросления», — убежден основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомед Расулов.

Такую тенденцию проследили и специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Они предупредили, что из-за закрытия школ, групп детских садов и других образовательных учреждений ребенок может не только вырасти ограниченным в социальных навыках, но и приобрести проблемы с психикой в долгосрочной перспективе.

«Детство и подростковый возраст являются критическими периодами нейробиологического, поведенческого и социального развития. Меры по физическому дистанцированию и меры, направленные на сдерживание передачи COVID-19, сокращают возможности детей и подростков взаимодействовать со сверстниками, что может повлиять на психическое здоровье», – заявил специалист ВОЗ в сфере аддиктивного поведения Владимир Позняк РИА «Новости».

Станут ли дети интровертами

Российские дети дошкольного возраста находились в изоляции из-за стремительного распространения коронавируса нового типа с марта по конец июня. Сейчас детские сады открыты, но то и дело появляется информация о введении карантина в отдельных группах.

Так, по состоянию на 12 декабря в Саратовской области на карантин по COVID-19 закрыли 16 групп в 15-ти детских садах, сообщало Минобразования региона. Во Владивостоке из-за коронавирусной инфекции прекратили свою работу 12 групп в 10 дошкольных учреждениях, писал городской оперативный штаб 9 декабря. В Вологде не принимают детей 33 группы детских садов. «В 15 группах COVID-19 обнаружили у детей, в 18 — у педагогов», – уточнил мэр города Сергей Воропанов.

Но впадать в панику из-за того, что на фоне закрытий дети резко станут отшельниками, не нужно, успокаивает основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомед Расулов. Он напоминает, что все базовые социальные навыки закладываются у ребенка с рождения и растерять их не так просто.

«Неверно говорить о том, что дети на карантине полностью растеряют свои soft skills (базовые коммуникативные навыки — «Газета.Ru»). Они закладываются в нейронных связях ребенка с самого детства и становятся неотъемлемой частью функции мозга. Дети не смогут полностью их растерять и неожиданно превратиться в интровертов. Более того, интровертами могут быть люди, у которых очень неплохо развиты навыки коммуникации», — уточняет Магомед Расулов.

Кроме того, родители могут помочь ребенку поддерживать социальные навыки на прежнем уровне в период изоляции. «Я сомневаюсь, что, находясь год на удаленном обучении, дети резко приобретут психические расстройства и станут хиккимори (японский термин, обозначающий людей, стремящихся к уединению — «Газета.Ru»). Очень маловероятно, так как эти факторы определяет в первую очередь семья. Если все это время с ребенком будут общаться взрослые, то дети не будут иметь серьезных проблем с коммуникацией», — говорит медицинский психолог Олег Долгицкий.

«Наличие гиперопеки»

Тем не менее полностью заменить ребенку регулярное общение со сверстниками взаимодействие с родителями не может. Дело в том, что с ровесниками ребенок разговаривает с позиции «равноправного общения», а со взрослыми он находится в «подчиненной позиции», поясняет Олег Долгицкий.

«Это совершенно разные формы коммуникации с разными правилами. Даже если родитель пытается вести себя по отношению к ребенку крайне мягко, стараясь общаться с ним как с другом, он все равно будет находиться по отношению к нему в позиции взрослого — это совсем не то же самое, что общение со сверстниками», — подчеркивает психолог.

Он настаивает на том, что водить малышей в детский сад необходимо. «Очевидно, если мать и отец, имея возможность отдать ребенка в хороший детский сад, не ведут его туда, значит они руководствуются своими очень субъективными мотивами, которые обычно несколько неординарны. Нормальные родители, наоборот, сейчас пытаются отправить детей в сад или школу, чтобы отдохнуть от них.

В обратном случае можно предполагать наличие гиперопеки со стороны родителей, которая чаще всего негативно влияет на социальную адаптацию», — констатирует Долгицкий.

Действительно, некоторые родители намеренно не отдают ребенка в детский сад. «Я искренне не понимаю, зачем детей отдают в садик. Кому нужен ваш ребенок, если он вам не нужен? Кто будет дарить ему заботу и тепло, если собственная мама выбрала зарабатывать деньги, а его отдала чужим теткам. Вообще, дети до 6 лет должны напитываться родительским вниманием. В противном случае, они просто не подпустят вас в подростковом возрасте и все. Стоит ли работа разрушенной связи с ребенком?», — считает, в частности, Евгения из Нальчика.

Постоянного общения с родителями и сверстниками на детских площадках достаточно, убеждены родители, высказавшиеся против детского сада. «Я, например, не работаю и могу полностью посвятить себя ребенку. Мы гуляем, общаемся с другими детьми — вне социума никто никого не держит. Сын также дружит со всеми, но не ходит строем и не ест в столовой, вот и все», — объясняет свою позицию екатеринбурженка Оксана.

Кроме того, такие взрослые считают, что группы детского сада и контакт с другими детьми небезопасны. «У ребенка слабое здоровье, а пребывание в садике — это всегда контакт с другими ребятишками. Из-за этого сразу же начинаются болезни — ветрянки, простуды. Намного лучше нанять няню и водить ребенка на развивающие курсы, постепенно самим готовить к школе. Общение может проходить и там», — уверяет жительница Ростова-на-Дону Елена.

«Люди представляют опасность»

Родители, которые не отводят детей в детский сад или просят своего ребенка не подходить к сверстникам из-за опасности заражения, могут усугубить ситуацию с недостатком социальных навыков у малолетних в период пандемии, считает директор лаборатории детского языка в Темплском университете Кэтрин Хирш-Пасек.

«Дети не взаимодействуют друг с другом и в то же время регулярно получают сигналы от своих родителей о том, что другие люди могут представлять опасность заражения. Мы не должны мешать им общаться с другими детьми на улице», — заявила эксперт NYT.

Если хочется защитить ребенка от заражения SARS-CoV-2, не ограничивая общение со сверстниками, то помочь в этом могут современные технологии — ими в 2020 году пользуются даже дети дошкольного возраста, напоминают эксперты.

«Еще до COVID-19 дети активно использовали для общения с друзьями социальные сети, онлайн-игры, стриминговые платформы и другие форматы. Да, это не заменяет полноценной face-to-face коммуникации, но уже делает ситуацию менее трагичной. В условиях пандемии наша главная цель — здоровье детей. Давайте не будем забывать, что в мире царит вирус, который унес сотни тысяч жизней. А, например, в образовательных учреждениях на небольшой территории находятся сотни потенциальных переносчиков болезни. Ограничивая общение своих детей со сверстниками, родители точно не усугубляют ситуацию», — заключает основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомед Расулов.

Скопировать ссылку

Источник

Оставить комментарий