Главная / Без рубрики / Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?

Чтение является одним из навыков, без которого невозможно функционировать в мире. Незаменимый навык не только для чтения литературы, но и в десятках бытовых ситуаций — прочитать информацию на упаковке товара, инструкции по применению, название магазина или улицы. Также необходимо эффективно ориентироваться в информационном обществе — читать статьи, блоги, твиты, сообщения и многое другое. Буквы заполняют пространство вокруг нас и придают ему смысл.

Взрослый человек получает десятки письменных сообщений в день, но даже не осознает этого, потому что для взрослого чтение — навык настолько устоявшийся, что уже интуитивно понятный. Детям остается только овладеть этим навыком. Родители знают о его важности, поэтому многие из них проводят свои бессонные ночи, задаваясь вопросом: когда? как? Какой метод? Какой мануал? Учить в детском саду, а может, оставить для учителей в школе?

Если вы любите покупать книги себе и своим детям, то вам точно пригодится купон промокод читай город. С промокодом вы сможете приобрести интересные произведения более выгодно.

Когда учить читать — а когда пока еще нет?

Самый простой способ ответить на вопрос, когда учить читать, довольно извращенный, потому что, когда вы отвечаете на вопрос, это точно не так. Этого делать не стоит, если ребенок не проявляет интереса к чтению или к буквам , которые он может видеть вокруг себя. Для того чтобы малыш научился читать, его мозг должен сначала развиться до такой степени, чтобы он мог использовать абстрактное мышление, анализировать и синтезировать необходимую для этого обучения информацию. Если этот этап в развитии ребенка еще не наступил, ему будет просто неинтересно читать. Конечно, можно попробовать обратить его внимание на буквы и «проверить» его готовность, но если это не вызывает ответной реакции, ни в коем  случае нельзя заставлять ребенка. Педагоги говорят, что возраст, в котором каждый ребенок должен быть готов научиться читать, — это так называемый готовность к школе, т.е. семь лет. Попытки введения такого обучения могут быть даже вредны для неподготовленных детей , поэтому в настоящее время в программе для детских садов нет чтения, оно появляется только в первом классе начальной школы. Если вашему ребенку не интересно читать – подождите. Подходящий момент придет.

Методы обучения чтению

Есть разные способы научиться читать. Каждый из них немного отличается, акцентирует внимание на разных проблемах, а также предназначен для детей разного возраста. Иногда бывает так, что несмотря на подбор метода к возрасту и уровню развития ребенка, он не работает — тогда хорошо предложить ребенку другой метод и работать с тем, который ему подходит. Стоит ознакомиться с характеристиками этих способов, чтобы облегчить выбор.

  • Аналитический метод  заключается во  введении целых слов , первоначально на основе их графического изображения, а затем  в разделении этих слов на слоги и звуки . Его часто совмещают с параллельным изучением письма. Это один из наиболее часто используемых в школе методов, поэтому он  предназначен для шести- и семилетних детей . Методисты предупреждают, что у детей младшего возраста с этим методом могут возникнуть проблемы, что может отбить у них охоту к чтению.
  • Аналитико-синтетический  метод заключается  в том, что сначала заучивают буквы, а затем извлекают их из слов и слов из предложений. Это также метод, используемый в школе. Для детей он может быть проще, чем «чистый» аналитический метод, но он также  не рекомендуется для детей младше шести лет .
  • Глобальный метод  – метод, характеризующийся тем, что ребенку не нужно знать буквы, чтобы научиться с его помощью читать. Вводятся  целые слова , за которыми следуют короткие предложения из двух или трех слов , которые ребенок должен запомнить в виде графического набора символов с определенным значением. Его создатели рекомендуют этот метод  даже для детей от года до двух лет, в виде забавы , при условии, что ребенку это интересно. Некоторые методисты отмечают, однако, что глобальный метод был создан для изучения английского языка, в котором слова не изменяются, и по этой причине он представляет некоторые трудности в дрогом языке, но может быть хорошей «базой» для дальнейшего обучения.
  • Одновременно-последовательный  метод предполагает обучение чтению путем максимально точного отображения развития речи. Ребенок усваивает  сначала гласные, затем простые слоги, звукоподражания  ( хау, мяу, бум и  др.), односложные слова, через все более длинные слова, простейшие предложения к более длинным текстам. Голосование, или чтение слов по звуку, здесь полностью опущено.  Он был создан  для детей младшего школьного возраста  с трудностями как в чтении, так и в разговорной речи, но он также отлично подходит для детей без таких проблем.
  • Слоговый метод  основан на  обучении чтению слогов , а не отдельных букв, при условии, что для ребенка естественно различать и слышать в слове слоги, а не звуки. Каждая новая буква сразу вводится в слоги, построенные с использованием уже известных ребенку гласных. Затем слова строятся из слогов, а слова из предложений.  Как и в случае с одновременно-последовательным методом, в нем полностью  отсутствует слово «стадия голосования » . Характерно обозначение слогов двумя чередующимися цветами, чаще всего черным и красным — например  , зонтик, бегемот . Так детям легче различать слоги в словах. Он  уже подходит для трехлетних детей. Многие методисты говорят, что этот метод  дает самые быстрые результаты и наиболее понятен большинству детей .

Учим буквы и читаем

Размышляя об обучении чтению, стоит различать два его этапа. У нас есть  «правильное» чтение, то есть составление слов, предложений, наконец, более длинных утверждений и чтение букв, то есть распознавание отдельных букв . Часто эти два этапа совмещаются, и для многих детей это является идеальным решением, но многих методистов заставляют внимательно наблюдать за ребенком — бывает, что между приобретением ребенком интеллектуальной способности к обучению и запоминанию букв и овладением буквами проходит длительный период времени.  Так что стоит обратить внимание на то, интересует ли ребенка чтение или только буквы, потому что это не обязательно должно быть связано, и  готовность знать буквы не обязательно означает готовность к чтению .

Мы учим буквы

Распознавание букв — это навык, которому многие дети учатся довольно рано и довольно быстро. Бывает так, что ребенок до трех лет умеет различать буквы, и приобретение этой способности занимает иногда всего две-три недели. Если вы видите интерес малыша к буквам, это знак того, что вы можете поддержать это любопытство и научить ребенка распознавать его. Здесь, однако, совершенно необходимо помнить, чтобы не вводить изучение букв! Не подходите к этому так, как будто вы были в школе — «сейчас мы будем учить буквы».

Такой подход обычно обескураживает малыша. Знания и умения ребенок должен приобретать, прежде всего, в процессе игры, и именно так должен осуществляться этот процесс. Так что окружите ребенка  игрушками с буквами  — таких игрушек на рынке огромный выбор, это могут быть магниты с буквами, пазлы с буквами, блоки с буквами, буквы из пенопласта, буквы на липучках, буквы-памяти и т.д. Можно даже купить макароны в виде букв и добавить их в любимый суп вашего ребенка. Выбор огромен и от того, что вы выберете, зависит только ваше творчество и то, чем заинтересуется ваш малыш.

Чтобы сделать изучение букв легким, быстрым и увлекательным для вашего ребенка, вы должны соблюдать несколько правил, которые облегчат вашему малышу чтение в будущем.

  • Знакомя  ребенка с буквами, используйте не буквы, а звуки . Ваш ребенок должен знать, что есть буквы «б», «н», «г», «ш», а не «бе», «эн», «гие», «у» и т. д. Также не забывайте  четко произносить звуки. и Кратко, без слышимого дыхания  — звук «м», а не «эм», «ф», не «эф». Это очень важно, потому что в дальнейшем, если ребенок возьмется за слова, ему будет легче понять только что прочитанное.
  • Хорошо  начинать учить с гласных . Они являются основой для создания слогов, из которых складываются слова, поэтому эта последовательность наиболее интуитивно понятна.
  • Порядок, вытекающий из алфавита, не применяется к обучению чтению , это полностью искусственная последовательность, которая не приводит к более быстрым результатам. Если вы хотите использовать слоговый или одновременно-последовательный метод, алфавитный порядок букв только усложнит задачу. Какие слова можно составить из букв «А», «Б», «С», «Д», «Е», «Ф»? Почти ничего. А из букв «А», «О», «М», «Т», «К», «Л»? Вот так: кот, дом, мама, папа, там, кукла, это, финиш, мат, дам, кто, замочек, Том, Аля, Оля…
  • Многие методисты также предполагают, что обучение буквам, визуально похожим друг на друга, стоит  разделять с другими буквами , чтобы формы не сливались с ребенком и не путали их — например, М и Ш, С и З, П и Б, С и Г.
  • Мнения методистов о том, следует ли вводить прописные и строчные буквы или только прописные буквы разделились. Многим детям сложно освоить обе формы одновременно, тогда можно начинать с заглавных букв. Однако вводить письменные буквы уж точно не  рекомендуется , так как они усложняют обучение и фактически не учат читать печатные тексты. Изучение письма следует оставить для обучения письму.

Слоги и слова

Если ребенку стало интересно читать (зная буквы или нет), пора попробовать научить его этому. Для большинства детей, особенно дошкольников, на этом этапе проще всего слоговый метод.  Он позволяет избежать длительного пребывания на этапе голосования, без понимания содержания читаемых слов и возможности перехода на этап предложения — что, к сожалению, является самым частым недостатком работы с голосованием. И когда ребенок, уже научившийся читать по слоговому методу, пойдет в школу и встретит там упражнения на голосование, ему будет намного легче это делать.

Игра с чтением

Как научить читать, чтобы такое обучение было интересным для ребенка? Проще всего использовать различные виды  языковых игр с кубиками или карточками со слогами  (их можно купить или приготовить самостоятельно) — вот несколько примеров.

  • нахождение одинаковых слогов или конкретного, указанного слога,
  • нахождение слогов с одинаковыми гласными или согласными ( ба, ла, ма, ка — фо, фи, уф, эф  и др.),
  • нахождение инверсных слогов ( ба — аб, ву — ув  и т.д.).

Мы также должны сначала ввести чтение слов в игру. Это может быть, например, расположение слов, начинающихся с данного слога , оканчивающихся на заданный слог или содержащие заданный слог . Этот вид игры также можно проводить сначала устно, а затем с использованием учебных пособий, что принесет дополнительную пользу в виде развития фонематического слуха, т. е. умения различать и дифференцировать звуковые частицы нашей речи.

Оставить комментарий