Главная / Культура / Кино / Как задумывались «Утомленные солнцем» и менялось восприятие фильма

Как задумывались «Утомленные солнцем» и менялось восприятие фильма

Никита Михалков с дочерью Надей, 1995 год

Эксклюзив

Никите Михалкову — 75: как режиссер создавал «Утомленных солнцем»

К 75-летию народного артиста РСФСР Никиты Михалкова «Газета.Ru» обсудила со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, композитором Эдуардом Артемьевым и актрисой…

close

Никита Михалков с дочерью Надей, 1995 год

Никита Михалков с дочерью Надей, 1995 год

Эксклюзив

Никите Михалкову — 75: как режиссер создавал «Утомленных солнцем»

Как задумывались «Утомленные солнцем» и менялось восприятие фильма

К 75-летию народного артиста РСФСР Никиты Михалкова «Газета.Ru» обсудила со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, композитором Эдуардом Артемьевым и актрисой Светланой Крючковой историю создания фильма «Утомленные солнцем», его борьбу с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино за главный приз в Каннах, а также изменение зрительского восприятия картины.

Никита Михалков за свою 60-летнюю карьеру снял множество фильмов, которые вошли в историю отечественного кинематографа, однако одно из важнейших мест в его биографии занимает картина «Утомленные солнцем», посвященная эпохе «Большого террора» — ей удалось стать единственным русскоязычным проектом, одновременно удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар» и гран-при Каннского кинофестиваля.

Сегодня может показаться странным, но в начале 90-х Михалков и его соавтор сценария, заслуженный деятель искусств России, писатель и режиссер Рустам Ибрагимбеков планировали сначала выпустить в прокат фильм «Сибирский цирюльник», где действие разворачивается во времена царской России, и только потом взяться за историю о сталинских репрессиях. Но задуманную хронологию нарушило внезапно предложение из-за границы.

«Предполагался «Сибирский цирюльник» — мы над ним очень долго работали, года полтора. А потом уже предполагалось, что сделаем «Утомленных солнцем». Но тут возникло предложение с французской стороны сделать документальную картину о кочевых монгольских племенах в Китае. И когда мы ознакомились с реальным положением дел, выяснилось, что никаких кочевых монгольских племен там нет — они ведут достаточно оседлый образ жизни. И постепенно этот документальный замысел перерос в фильм «Урга. Территория любви», который оказался неожиданным проектом». Этот проект вклинился между двумя последовательно задуманными картинами», — рассказал «Газете.Ru» Ибрагимбеков.

close

Говоря об изменении зрительского понимания картины, которая в год выхода виделась многим едва ли не манифестом, а со временем стала восприниматься как произведение ностальгического характера, он пояснил, что при ее создании не стоял вопрос о необходимости политического высказывания на тему советской истории.

«Это вещи труднообъяснимые — общественное настроение, общественное восприятие искусства. Когда мы делали картину, принцип был такой — не пользуясь никакими новыми свободами, снять картину, которую можно было бы снять в советское время. Мы снимали картину не обличающую, а наполненную тем драматизмом, в котором существовал Советский Союз», — пояснил Ибрагимбеков.

Он напомнил, что главной идеей фильма было рассказать страшную историю соперничества двух наделенных властью мужчин глазами маленькой девочки, проживающей один день лета 1936 года.

«Это лучший день в жизни этой девочки (Нади Котовой в исполнении Надежды Михалковой, — прим. «Газеты.Ru»). И она воспринимает его как праздник. Вот так же существовал советский народ. Он жил в ощущении достаточно праздничного существования, а в глубине этого праздника совершались трагические процессы. Эта двойственность советского существования нас интересовала больше всего», — уточнил он.

По словам Ибрагимбекова, во время работы над фильмом создателей также интересовал вопрос непрерывности культуры и духовных традиций.

«Их дом, где все происходит, это некое эхо дореволюционной жизни русской интеллигенции. Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений. С точки зрения политической там ничего нового не было. К этому времени Сталин уже был тысячи раз изобличен — и в политических трудах, и в искусстве», — добавил сценарист.

close

Ибрагимбеков также дал оценку главному конкуренту «Утомленных солнцем» в конкурсе Каннского кинофестиваля — фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», удостоенному Золотой пальмовой ветви.

«Дело в том, что Тарантино существенно расширил киноязык. Он совершенно неожиданно нарушил традиции драматургии, устроил несколько перескоков во времени, когда начиналась какая-то история, потом мы от нее уходили, потом через какое-то время снова возвращались — это было достаточно свежо и интересно с точки зрения развития киноязыка», — сказал он.

Главным же достижением Тарантино Рустем Ибрагимбеков назвал не показанную на экране историю, а его открытия в сфере кинодраматургии.

«Что касается самой истории — она просто лихо сделана. Главное достижение [Тарантино] — это драматургия. Он очень свободно стал передвигаться во времени и пространстве по сравнению с традиционным кино. Это является его главным достижением. И как только он это открыл — он начал повторяться. Все то, что он делал потом, ни в какое сравнение с этим фильмом не идет. До этого была его лучшая картина «Бешеные псы» — вот там он заложил основы этой эстетики. Она мне даже больше нравится», — признался соавтор «Утомленных солнцем».

Народный артист России композитор Эдуард Артемьев, говоря о своем опыте работы с Михалковым, к фильмам которого он писал музыку с 1967 года, назвал главными требованиями со стороны режиссера наличие яркой и эмоциональной музыкальной темы. Он рассказал, что тот обычно подолгу беседует с ним во время работы, чтобы добиться соответствия результата своим целям.

«В «Утомленных Солнцем» была же главная тема, знаменитая тема Ежи Петерсбурского «Утомленное солнце». Так мелодия и встала. От нее и плясали. Она была лейтмотивом всей картины. В фильме есть два героя: один — интеллигент, другой — из народа. Соответствующая музыка должна быть. Должны быть где-то отголоски Скрябина, Метнера, Рахманинова — Серебряный век. Здесь требуется угадать характер фильма. Бывает, что кадр не требует музыки — сначала требовал, казалось, а потом кадр оказался самодостаточным, и чтобы не перегружать его музыкальным комментарием, от музыки отказываются. Такие вещи бывают», — заключил Артемьев.

close

Народная артистка России Светлана Крючкова выразила сожаление из-за того, что болезнь помешала ей лично поздравить Михалкова с юбилеем.

«Я не могу сама приехать, его поздравить в связи с тем, что я приболела. Это не ковид, но я приболела. Поэтому я просто счастлива, что могу хотя бы через вас поздравить своего друга и любимого режиссера моего, выдающегося артиста Никиту с его 75-летием и пожелать ему долгих-долгих лет творческих и крепкого-крепкого здоровья и Божьей помощи во всем», — сказала она.

Крючкова поделилась деталями о работе над фильмом и своим образом домработницы Кати Моховой.

«Он мне позвонил однажды и говорит: «Приезжай на грим-костюм, новый сценарий: будешь играть девственницу». Я говорю: «Никита, я уже третий раз замужем!», он говорит: «Нет, в тебе столько наива, у тебя все получится хорошо». Я приехала, мне сразу говорят: «К Михалкову не обязательно, вас ждет уже художник. Я говорю: «Нет-нет, я без Никиты Сергеевича ни шагу не сделаю»… Я заехала к нему и спрашиваю, как должно быть понятно, что [героиня] девственница? Он говорит: «Ну, коса, фартук». Потом мы придумали, что будет такой парик, который будет надвинут на мой лоб, и он будет вдвое уже, чем мой собственный. И, конечно, белые реснички, и так далее», — раскрыла она историю создания образа Моховой.

По словам Крючковой, одной из главных проблем на съемках было сохранение единства времени происходящего. Работа над фильмом длилась долго и летние дни заканчивались, в то время как по сюжету все действие должно было разворачиваться в течение одних суток и в солнечную погоду.

«Там очень много зелени вокруг — эта зелень была привезена откуда-то, и чуть ли не каждый листик приделывали к кустику, чтобы создать иллюзию лета. И один за другим все попростужались. Но первая была я, к сожалению. И без меня снимали сказку, которую рассказывает главный герой в исполнении Олега Меньшикова. Я могла бы в этой сцене участвовать — обязательно я бы там присутствовала», — сообщила актриса.

Однако самым большим огорчением стал для нее пропуск сцены игры в футбол из-за простуды.

«А больше всего мне обидно — я представляю, как бы мы могли с Никитой нафантазировать и смешно сделать, если бы я стояла на воротах на футболе со своим подносом! Вот это было бы классно! Но, к сожалению, производственная необходимость была такова, что надо было снять эту сцену, именно когда я болела, вся простуженная. А потом уже заболели все по очереди — последняя, по-моему, Наденька заболела», — вспомнила артистка.

close

<b>На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».</b>
<br>
Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову &mdash; по 18. Правда, Стеблов к моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в ту же «Щуку», а уже оттуда &mdash; во ВГИК), имел за плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в «Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в «Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У Михалкова в общей сложности более сорока ролей, из которых существенная часть &ndash; в его собственных картинах. Кстати, с Локтевым и Польских он с тех пор так больше и не работал.

<b>На фото: Алексей Локтев и Никита Михалков в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».</b>
<br>
Локтев среди других главных актеров фильма считался почти стариком: ему было уже 23 года, они ровесники с Галиной Польских (исполнительницей роли Алены), Михалкову и Стеблову &mdash; по 18. Правда, Стеблов к моменту съемок был уже второкурсником «Щуки», но эта роль стала его первой в кино. А 18-летний Михалков, даром, что еще не знал, куда поступать (в итоге все равно пошел в ту же «Щуку», а уже оттуда &mdash; во ВГИК), имел за плечами три фильма, хотя главной партии ему прежде никто не доверял. Впоследствии Михалков-режиссер не раз приглашал Стеблова сниматься, тот сыграл в «Рабе любви», «Обломове» и «Сибирском цирюльнике». А еще они вместе оказались в «Собаке Баскервилей», самом звездном эпизоде «Шерлока Холмса». У Михалкова в общей сложности более сорока ролей, из которых существенная часть &ndash; в его собственных картинах. Кстати, с Локтевым и Польских он с тех пор так больше и не работал.

<b>«Я шагаю по Москве»</b>
<br>
В этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на поезд, следующий в тупик. Вернее, по сюжету фильма герои просто разъезжаются в разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на то, что станция «Университет» в тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с перрона и направится к эскалатору, а по пути споет свою знаменитую песню, в кадре будут хорошо заметны несколько табличек с надписью «Посадки нет».

<b>«Я шагаю по Москве»</b>
<br>
В этом кадре Колька и Алена только что посадили Володю на поезд, следующий в тупик. Вернее, по сюжету фильма герои просто разъезжаются в разные стороны, но здесь авторы картины просто не обратили внимание на то, что станция «Университет» в тот момент была конечной. Когда герой Михалкова выйдет с перрона и направится к эскалатору, а по пути споет свою знаменитую песню, в кадре будут хорошо заметны несколько табличек с надписью «Посадки нет».

<b>«Я шагаю по Москве»</b>
<br>
Один из лучших кадров в фильме: маска лисы на стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в таком ракурсе, словно они &ndash; двойники. В этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до почти гоголевского гротеска: в следующем кадре мы увидим Михалкова уже в этой маске. Между тем, реальный Михалков тоже решил пойти на хитрость на съемках. Отснявшись в нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на милость &mdash; но зарплату все равно не поднял.

<b>«Я шагаю по Москве»</b>
<br>
Один из лучших кадров в фильме: маска лисы на стене и лицо Никиты Михалкова, взятое в таком ракурсе, словно они &ndash; двойники. В этот момент его персонажу, Кольке, приходит остроумная, хотя и довольно простая идея примирить жениха и невесту. Можно было бы ограничиться этой метафорой, но Данелия усилил ее и довел до почти гоголевского гротеска: в следующем кадре мы увидим Михалкова уже в этой маске. Между тем, реальный Михалков тоже решил пойти на хитрость на съемках. Отснявшись в нескольких сменах, он потребовал, чтобы ему платили за день работы столько же, сколько Локтеву и Польских: не 8, а 25 рублей. Требование справедливое, но Данелия пошел на принцип и сообщил Михалкову, что он уволен. Только когда Никита признался, что его подбил просить повышения гонорара брат, Андрей Кончаловский, Данелия пошел на милость &mdash; но зарплату все равно не поднял.

<b>Никита Михалков с Юрием Богатыревым на съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих». </b>
<br>
Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в 27 лет пошел служить в армию. Причем &mdash; по личной инициативе, да еще когда к съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из этих артистов потом не раз снимались у Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов &mdash; Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.

<b>Никита Михалков с Юрием Богатыревым на съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих». </b>
<br>
Сегодня это показалось бы странным, но вместо того, чтобы немедленно взяться за полнометражный дебют после окончания ВГИКа, Михалков в 27 лет пошел служить в армию. Причем &mdash; по личной инициативе, да еще когда к съемкам все было практически готово, (в частности, завершился кастинг). Более того, тогда не просто были утверждены актеры, а фактически была создана постоянная «семья» режиссера: многие из этих артистов потом не раз снимались у Михалкова. Кроме Богатырева, который надолго стал постоянным актером Михалкова, это Александр Калягин, Николай Пастухов, Виталий Комиссаров, Александр Яковлев. Сюда же можно включить Александра Адабашьяна и Павла Лебешева, которые часто впоследствии получали эпизодические роли у Михалкова. Здесь же сыграли Анатолий Солоницын, звезда «Андрея Рублева», и Александр Кайдановский, будуший «Сталкер». Среди других артистов &mdash; Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов.

<b>&laquo;Свой среди чужих, чужой среди своих&raquo;.</b>
<br>
Сыграть в своем дебютном фильме &ndash; на это отважится не каждый режиссер. Но Никита Михалков никогда не скрывал, что вдохновлялся вестернами Серджио Леоне. Побыть немного Клинтом Иствудом, поносить старые, но эффектные пальто и шляпу, поскакать на коне &ndash; кто же в здравом уме от такого откажется?

<b>&laquo;Свой среди чужих, чужой среди своих&raquo;.</b>
<br>
Сыграть в своем дебютном фильме &ndash; на это отважится не каждый режиссер. Но Никита Михалков никогда не скрывал, что вдохновлялся вестернами Серджио Леоне. Побыть немного Клинтом Иствудом, поносить старые, но эффектные пальто и шляпу, поскакать на коне &ndash; кто же в здравом уме от такого откажется?

<b>&laquo;Свой среди чужих, чужой среди своих&raquo;.</b>
<br>
Снимать «Свой среди чужих, чужой среди своих» было трудно, группу преследовали неудачи. То сложнопостановочные сцены (например, ограбление поезда) оказывались сделаны с браком, и приходилось все переснимать уже в другой республике (основные съемки, к слову, проходили под Грозным). То цветная пленка заканчивалась, и оставалось лишь переходить на черно-белую. Некоторые кадры вообще не удалось снять нормально, в финальный монтаж были вклеены дубли из кинопроб. Категорически не хватало времени, сроки поджимали, погода подводила и заставляла срочно менять план работы и переезжать. А Михалков еще и решил жениться чуть ли не на площадке, расписался в деревенском загсе. На выборе натуры съемочная группа вступила в драку с местными, пришлось вмешаться милиции. Зато в итоге фильм ждал оглушительный успех, его посмотрели в кино более 20 млн зрителей.

<b>&laquo;Свой среди чужих, чужой среди своих&raquo;.</b>
<br>
Снимать «Свой среди чужих, чужой среди своих» было трудно, группу преследовали неудачи. То сложнопостановочные сцены (например, ограбление поезда) оказывались сделаны с браком, и приходилось все переснимать уже в другой республике (основные съемки, к слову, проходили под Грозным). То цветная пленка заканчивалась, и оставалось лишь переходить на черно-белую. Некоторые кадры вообще не удалось снять нормально, в финальный монтаж были вклеены дубли из кинопроб. Категорически не хватало времени, сроки поджимали, погода подводила и заставляла срочно менять план работы и переезжать. А Михалков еще и решил жениться чуть ли не на площадке, расписался в деревенском загсе. На выборе натуры съемочная группа вступила в драку с местными, пришлось вмешаться милиции. Зато в итоге фильм ждал оглушительный успех, его посмотрели в кино более 20 млн зрителей.

<b>Никита Михалков и Елена Соловей на съемках фильма &laquo;Раба любви&raquo;.</b>
<br>
Изначально этот фильм назывался «Нечаянные радости» и должен был стать полнометражным дебютом Рустама Хамдамова (сценарий Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна). Он уже был наполовину снят, когда возникли проблемы: режиссер слишком далеко ушел от утвержденного сценария. Картину отдали Никите Михалкову, и тот сделал собственное кино, в котором от Хамдамова не осталось почти ничего. Сценарий комедии, которая у Хамдамова незаметно превратилась в мистический детектив, переписали в драму, заменили почти всех актеров, включая Олега Янковского, Эммануила Виторгана и Татьяну Самойлову. От прежней картины сохранились, пожалуй, только Елена Соловей в главной роли и изящные дамские шляпы, которые Хамдамов делал сам. Весь отснятый ранее материал был уничтожен.

<b>Никита Михалков и Елена Соловей на съемках фильма &laquo;Раба любви&raquo;.</b>
<br>
Изначально этот фильм назывался «Нечаянные радости» и должен был стать полнометражным дебютом Рустама Хамдамова (сценарий Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна). Он уже был наполовину снят, когда возникли проблемы: режиссер слишком далеко ушел от утвержденного сценария. Картину отдали Никите Михалкову, и тот сделал собственное кино, в котором от Хамдамова не осталось почти ничего. Сценарий комедии, которая у Хамдамова незаметно превратилась в мистический детектив, переписали в драму, заменили почти всех актеров, включая Олега Янковского, Эммануила Виторгана и Татьяну Самойлову. От прежней картины сохранились, пожалуй, только Елена Соловей в главной роли и изящные дамские шляпы, которые Хамдамов делал сам. Весь отснятый ранее материал был уничтожен.

<b>&laquo;Раба любви&raquo;.</b>
<br>
«Чем мы занимаемся, кому все это нужно?» &mdash; восклицает в данной сцене героиня актрисы Елена Соловей. Ее и Родиона Нахапетова на фотографии видно со спины, а впереди едет автомобиль с Никитой Михалковым и оператором-постановщиком картины Павлом Лебешевым. Лебешев работал с Михалковым с самых первых фильмов кинематографиста и был его единственным оператором до середины 80-х годов. Тогда пути кинематографистов разошлись, но впоследствии Лебешев еще раз сделал кино для Никиты Сергеевича &ndash; «Сибирский цирюльник». А в 2003 году его не стало. Но на международном кинофестивале «Дух огня» ежегодно вручается приз имени Павла Лебешева «За лучшую операторскую работу».
<br>
Одна из отличительных особенностей изображения Лебешева &ndash; намеренная легкая засвеченность изображения, придающая ему ностальгическое настроение, но при этом делающая советскую пленку небывало светочувствительной. Он любил сверхширокоугольную оптику и съемку с рук.

<b>&laquo;Раба любви&raquo;.</b>
<br>
«Чем мы занимаемся, кому все это нужно?» &mdash; восклицает в данной сцене героиня актрисы Елена Соловей. Ее и Родиона Нахапетова на фотографии видно со спины, а впереди едет автомобиль с Никитой Михалковым и оператором-постановщиком картины Павлом Лебешевым. Лебешев работал с Михалковым с самых первых фильмов кинематографиста и был его единственным оператором до середины 80-х годов. Тогда пути кинематографистов разошлись, но впоследствии Лебешев еще раз сделал кино для Никиты Сергеевича &ndash; «Сибирский цирюльник». А в 2003 году его не стало. Но на международном кинофестивале «Дух огня» ежегодно вручается приз имени Павла Лебешева «За лучшую операторскую работу».
<br>
Одна из отличительных особенностей изображения Лебешева &ndash; намеренная легкая засвеченность изображения, придающая ему ностальгическое настроение, но при этом делающая советскую пленку небывало светочувствительной. Он любил сверхширокоугольную оптику и съемку с рук.

<b>&laquo;Раба любви&raquo;.</b> На этом фото &ndash; автор сценария Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков и актер Александр Калягин.
<br>
Все они сыграли в «Рабе любви» разные по величине роли, иногда &mdash; просто камео. Но у Калягина особенный случай &ndash; его персонажа так и зовут, Александр Калягин. Только он по роли не актер, а режиссер, что оказалось пророческим: впоследствии Калягин выступал как постановщик и в кино, и в театре. Стоит сказать, что в касте «Рабы любви» вообще с режиссерами все в порядке: у Родиона Нахапетова к моменту выхода фильма уже случился режиссерский дебют «С тобой и без тебя», Адабашьян поставил «Мадо: До востребования» и «Азазель», у Евгения Стеблова были постановки в театре. Ретродраму «Раба любви» в советском кинопрокате посмотрели более 11 млн зрителей &ndash; чуть меньше, чем в наше время «Холопа» и «Движение вверх».

<b>&laquo;Раба любви&raquo;.</b> На этом фото &ndash; автор сценария Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков и актер Александр Калягин.
<br>
Все они сыграли в «Рабе любви» разные по величине роли, иногда &mdash; просто камео. Но у Калягина особенный случай &ndash; его персонажа так и зовут, Александр Калягин. Только он по роли не актер, а режиссер, что оказалось пророческим: впоследствии Калягин выступал как постановщик и в кино, и в театре. Стоит сказать, что в касте «Рабы любви» вообще с режиссерами все в порядке: у Родиона Нахапетова к моменту выхода фильма уже случился режиссерский дебют «С тобой и без тебя», Адабашьян поставил «Мадо: До востребования» и «Азазель», у Евгения Стеблова были постановки в театре. Ретродраму «Раба любви» в советском кинопрокате посмотрели более 11 млн зрителей &ndash; чуть меньше, чем в наше время «Холопа» и «Движение вверх».

<b>На фото: Никита Михалков работает с актрисами Светланой Крючковой и Нонной Мордиковой на съемках фильма «Родня». </b>
<br>
Это один из немногих фильмов Михалкова, где действие не перенесено в далекое прошлое. Сценарий писался Виктором Мережко специально под Мордюкову и по ее собственной просьбе. И только когда она прочла его и согласилась, рукопись отправили самому Михалкову: Мордюкова позвонила ему лично и попросила снять это кино. Впрочем, на площадке у режиссера и актрисы были конфликты из-за разного прочтения роли, Михалков даже на всякий случай, как говорили, подыскал Мордюковой замену &ndash; Римму Маркову. Есть версия, что этот слух Михалков пустил сам, чтобы сделать артистку сговорчивее. А Марковой в итоге дали маленький эпизод.

<b>На фото: Никита Михалков работает с актрисами Светланой Крючковой и Нонной Мордиковой на съемках фильма «Родня». </b>
<br>
Это один из немногих фильмов Михалкова, где действие не перенесено в далекое прошлое. Сценарий писался Виктором Мережко специально под Мордюкову и по ее собственной просьбе. И только когда она прочла его и согласилась, рукопись отправили самому Михалкову: Мордюкова позвонила ему лично и попросила снять это кино. Впрочем, на площадке у режиссера и актрисы были конфликты из-за разного прочтения роли, Михалков даже на всякий случай, как говорили, подыскал Мордюковой замену &ndash; Римму Маркову. Есть версия, что этот слух Михалков пустил сам, чтобы сделать артистку сговорчивее. А Марковой в итоге дали маленький эпизод.

<b>«Родня». </b> На фото: Никита Михалков показывает таганковскому актеру Ивану Бортнику, как нужно, спускаясь по лестнице, орать: «Ты постой, постой, красавица моя».
<br>
Персонажа зовут Вовчик Коновалов &ndash; легко запомнить, учитывая надпись на стене. Не исключено, что если бы Михалков исполнил эту песню лично, она с тех пор звучала бы только в его версии: каким-то образом любая его композиция превращалась в суперхит, будь то «Я шагаю по Москве», «Мохнатый шмель» или «Не для меня». Между прочим, заглавная мелодия фильма «Родня», написанная Эдуардом Артемьевым, впоследствии превратилась в шлягер «Дельтаплан». В «Родне» Михалкова можно увидеть в маленькой, но запоминающейся роли официанта-дипломата. Также в картине сыграли несколько людей, которые впоследствии стали звездами нашего кино: Олег Меньшиков, Сергей Газаров, Евгений Цымбал, режиссер Владимир Хотиненко. Последний до этого, кстати, работал на нескольких картинах Михалкова ассистентом.

<b>«Родня». </b> На фото: Никита Михалков показывает таганковскому актеру Ивану Бортнику, как нужно, спускаясь по лестнице, орать: «Ты постой, постой, красавица моя».
<br>
Персонажа зовут Вовчик Коновалов &ndash; легко запомнить, учитывая надпись на стене. Не исключено, что если бы Михалков исполнил эту песню лично, она с тех пор звучала бы только в его версии: каким-то образом любая его композиция превращалась в суперхит, будь то «Я шагаю по Москве», «Мохнатый шмель» или «Не для меня». Между прочим, заглавная мелодия фильма «Родня», написанная Эдуардом Артемьевым, впоследствии превратилась в шлягер «Дельтаплан». В «Родне» Михалкова можно увидеть в маленькой, но запоминающейся роли официанта-дипломата. Также в картине сыграли несколько людей, которые впоследствии стали звездами нашего кино: Олег Меньшиков, Сергей Газаров, Евгений Цымбал, режиссер Владимир Хотиненко. Последний до этого, кстати, работал на нескольких картинах Михалкова ассистентом.

<b>«Родня». </b>
<br>
В конфликтах Михалкова и Мордюковой участвовали все: Бортник, Адабашьян, Маркова. Одно время актриса отказывалась общаться с Михалковым лично и все свои слова передавала через оператора Павла Лебешева. Дразнила Михалкова за его усы и «Мерседес». А в итоге довела себя до такого состояния, что после сцены в ресторане, где ее героине нужно было танцевать изо всех сил, Мордюкову увезли на «скорой» с сердечным приступом. Все это не мешало артистке очно и заочно регулярно признаваться Михалкову в любви. Но тот ее больше ни в одном своем фильме не снял.

<b>«Родня». </b>
<br>
В конфликтах Михалкова и Мордюковой участвовали все: Бортник, Адабашьян, Маркова. Одно время актриса отказывалась общаться с Михалковым лично и все свои слова передавала через оператора Павла Лебешева. Дразнила Михалкова за его усы и «Мерседес». А в итоге довела себя до такого состояния, что после сцены в ресторане, где ее героине нужно было танцевать изо всех сил, Мордюкову увезли на «скорой» с сердечным приступом. Все это не мешало артистке очно и заочно регулярно признаваться Михалкову в любви. Но тот ее больше ни в одном своем фильме не снял.

<b>&laquo;Жестокий романс&raquo;. На фото Никита Михалков в образе Сергея Сергеевича Паратова &mdash; настоящего барина, франта, бонвивана, харизматика.</b>
<br>
Михалков так вошел в образ, что не покидал его и когда камера останавливалась. Он ходил в лес охотиться и потом угощал всех медвежатиной, устраивал для всей съемочной группы роскошные вечеринки за свой счет, с богатым столом, песнями и танцами до утра. Эльдар Рязанов этому не сопротивлялся &ndash; все работало на фильм.
<br>
Интересно, что в «Жестокий романс» по «Бесприданнице» Островского Никиту Михалкова позвал лично Рязанов. Режиссер заявил, что если Михалков откажется, то картины не будет.

<b>&laquo;Жестокий романс&raquo;. На фото Никита Михалков в образе Сергея Сергеевича Паратова &mdash; настоящего барина, франта, бонвивана, харизматика.</b>
<br>
Михалков так вошел в образ, что не покидал его и когда камера останавливалась. Он ходил в лес охотиться и потом угощал всех медвежатиной, устраивал для всей съемочной группы роскошные вечеринки за свой счет, с богатым столом, песнями и танцами до утра. Эльдар Рязанов этому не сопротивлялся &ndash; все работало на фильм.
<br>
Интересно, что в «Жестокий романс» по «Бесприданнице» Островского Никиту Михалкова позвал лично Рязанов. Режиссер заявил, что если Михалков откажется, то картины не будет.

 <b>&laquo;Жестокий романс&raquo;.</b>
<br>
Лариса Гузеева, партнерша Михалкова по фильму, только добавляла и без того скандальному фильму своеобразной славы. Ее еще никто не знал, многие, включая режиссера, сомневались, что она подходит для роли. А она к тому же эпатировала окружающих всем своим видом: носила рваные джинсы, материлась, курила «Беломор», красила ногти в разные цвета, а в волосы вплетала монеты. Позже ее переозвучила Анна Каменкова, а пела за нее Валентина Пономарева.

 <b>&laquo;Жестокий романс&raquo;.</b>
<br>
Лариса Гузеева, партнерша Михалкова по фильму, только добавляла и без того скандальному фильму своеобразной славы. Ее еще никто не знал, многие, включая режиссера, сомневались, что она подходит для роли. А она к тому же эпатировала окружающих всем своим видом: носила рваные джинсы, материлась, курила «Беломор», красила ногти в разные цвета, а в волосы вплетала монеты. Позже ее переозвучила Анна Каменкова, а пела за нее Валентина Пономарева.

 <b>&laquo;Жестокий романс&raquo;.</b>
<br>
А ведь «Жестокого романса» могло и не случиться. Михалков сначала отказался сниматься, потому что у него в это время шла работа над картиной «Очи черные» &mdash; редкого, кстати, фильма, где он не сыграл сам в кадре, зато озвучил советскую версию. Рязанов уже стал подумывать, не взять ли на роль Паратова Сергея Шакурова. К счастью, «Очи» были на время отложены, у Михалкова появилось время &mdash; и Паратов спел про «душистый хмель», превратившись в один из самых запоминающихся образов советского кино.

 <b>&laquo;Жестокий романс&raquo;.</b>
<br>
А ведь «Жестокого романса» могло и не случиться. Михалков сначала отказался сниматься, потому что у него в это время шла работа над картиной «Очи черные» &mdash; редкого, кстати, фильма, где он не сыграл сам в кадре, зато озвучил советскую версию. Рязанов уже стал подумывать, не взять ли на роль Паратова Сергея Шакурова. К счастью, «Очи» были на время отложены, у Михалкова появилось время &mdash; и Паратов спел про «душистый хмель», превратившись в один из самых запоминающихся образов советского кино.

Еще одной яркой импровизацией, которая вошла в фильм, стал маленький стишок, который Крючкова «подарила» детям в одной из сцен фильма:

«Помните, дети там залезают на обрыв, когда появляется отряд гражданской обороны? И они должны какой-то текст говорить. Я сказала: «Ой, Никита! Никита! А у нас в садике говорили: «Я на вишенке сижу, не могу накушаться / Дядя Сталин говорит — надо маму слушаться!» И он это взял!»

В заключение Крючкова призналась, что Михалков оставил большой след в ее жизни и многому научил ее как актрису благодаря своей творческой смелости.

«Он, между прочим, человек, который научил меня не бояться быть глупой, бездарной, смешной. Он говорит: «Давайте побредим. Из этого бреда что-нибудь вдруг вырисуется». Он очень творческий, безумно талантливый человек. Космос целый. И, конечно, с ним работать в удовольствие — начинаешь работать над сценой и никогда не знаешь, во что это выльется! Потому что тут же фантазия работает, играет, актеры подхватывают и так далее», — резюмировала артистка.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*