Главная / Бизнес / Почему стоит проверить контрагента?

Почему стоит проверить контрагента?

Свобода действий предпринимателя в условиях свободного рынка не является абсолютной. Источником его ограничений являются прежде всего правовые нормы, возлагающие на хозяйствующих субъектов ряд обязанностей или регламентирующие их ответственность: уголовную, фискальную и налоговую. В случае проведения процедуры, нарушающей эти нормы, предпринимателя могут постичь негативные последствия – даже если он не знал о своих обязательствах. Перед лицом возможных последствий крайне важно, чтобы действия предпринимателя характеризовались осторожностью, а каждому важному решению предшествовал его скрупулезный анализ.

Не иначе обстоит дело и с выбором деловых партнеров. В такой ситуации проверка контрагента, проверьте ООО, должна быть неотъемлемой частью процесса принятия решения. 

ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ КОМПАНИИ? ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ

Начнем с самого очевидного вопроса, т.е. финансовой стороны поведения недобросовестного подрядчика. В ситуации, когда другая сторона сделки не выполняет свои обязательства, предприниматель, скорее всего, понесет финансовый убыток. Убыток возникнет как в случае неполучения заказанных товаров и услуг, так и в случае неуплаты исполнителем согласованной цены.

Проверка контрагента окажется особенно важной, если данный хозяйствующий субъект часто предоставляет своим партнерам коммерческий кредит, то есть право на отсрочку платежа. В результате недобросовестного поведения контрагента может возникнуть платежный тупик, т.е. ситуация, при которой накопление долгов добросовестного предпринимателя оказывает негативное влияние на его партнеров и всю связанную с ним бизнес-среду.

ПРОВЕРКА ПОДРЯДЧИКА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Проверка подрядчика важна не только с экономической, но и с юридической точки зрения. Предприниматель, намеревающийся вступить в деловые отношения с новым, неизвестным ему деловым партнером, должен проявить должную осмотрительность в области проверки, в противном случае он подвергается жестким санкциям. Остановимся по очереди на наиболее важных видах ответственности, связанных с недобросовестным поведением контрагента.

  • Уголовная ответственность

Проверка контрагента может быть документально оформлена, например, специальным информационным отчетом о данной компании, который осуществляется по требованию предпринимателя. Следует помнить, что подготовка отчета является платной услугой, и ее стоимость зависит от объема проверки и типа проверяемого субъекта ( проверка иностранной компании может быть дороже, чем проверка отечественного контрагента ).

  • Уголовная фискальная ответственность
  • Налоговое обязательство

ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ КОМПАНИИ И ДОБРОГО ИМЕНИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Причины, по которым стоит проверить контрагента, выходят за рамки юридических и финансовых вопросов. О необходимости процесса проверки можно говорить и в контексте вопроса о добром имени хозяйствующего субъекта, являющегося специфической – нематериальной – составляющей принадлежащего ему предприятия. Если в отношении предпринимателя будет возбуждено уголовное дело или, что еще хуже, оно закончится применением санкций к предпринимателю, может пострадать его доброе имя.

Как следствие, предприятие подвергается риску потери доверия существующих подрядчиков и риску ослабления способности приобретать новых деловых партнеров в будущем. Отсутствие доверия со стороны других субъектов может иметь разрушительные последствия для финансовых результатов предпринимателя в долгосрочной перспективе.

КАК ПРОВЕРИТЬ БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА – МЕТОДЫ

В целях защиты от негативных последствий недобросовестности контрагента следует выбирать соответствующие методы проверки. К ним относятся, среди прочего:

  • Точная и подробная проверка любого лица благодаря использованию платных услуг компаний, занимающихся только сбором и анализом данных о других компаниях, желательно с авторитетным мнением, международным охватом и проверенным опытом на рынке сбора и анализа данных. 
  • проверка благонадежности компании с помощью официальных реестров
  • проверка контрагента по списку плательщиков НДС, а также по базе данных плательщиков НДС ЕС;
  • получение информации из налоговой инспекции;
  • обращение к исполнителю с просьбой предоставить рекомендательные письма;
  • проведение интернет-исследований, в том числе социальных сетей и интернет-форумов;
  • контакт с дипломатическим представительством в стране, где работает потенциальный подрядчик.

ПРОВЕРКА ПОДРЯДЧИКА — РЕЗЮМЕ

Как мы видем, проверку контрагента следует считать необходимой составляющей деятельности каждого предпринимателя как минимум с трех позиций: экономической, правовой и имиджевой. С каждой из этих точек зрения отсутствие активности предпринимателя в рамках процесса проверки связано с негативными последствиями и ослаблением его рыночных позиций. Наконец, стоит упомянуть, что оценка правдоподобности каждый раз должна включать несколько методов проверки, а не только один из них (исключением будет комплексная оценка правдоподобности, проводимая хозяйствующим субъектом, осуществляющим проверку компаний). В принципе, чем больше методов использует предприниматель, тем больше вероятность того, что оценка исполнителя будет соответствовать действительности.

Оставить комментарий